Лично-командные соревнования среди учащихся по навыкам действий в чрезвычайной обстановке «Мой класс — моя команда»

Автор:  Парачук А.В.

Свидетельство о публикации № 20160627-1

1.1. Цели и задачи
Цель – стимулировать развитие новых форм работы с учащимися в области безопасности жизнедеятельности и действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Задачи:
• гражданское и патриотическое воспитание молодежи, обмен передовым опытом в этом направлении;
• популяризация активного, безопасного и творческого образа жизни;
• определение сильнейших команд и участников, проверка их уровня подготовки при действиях в чрезвычайной обстановке, в том числе при недостатке информации и снаряжения;
• оказание методической и практической помощи педагогам и учащимся в вопросах безопасности жизнедеятельности;
• выявление наиболее перспективных участников соревнований для возможного включения их в состав сборных команд области по различным видам спасательных работ;
• выявление перспективных педагогов для повышения их категории, карьерного роста;
• организация взаимодействия различных структур и учреждений в деле воспитания и обучения молодежи.
1.2. Организация и программа соревнований
Соревнования «Мой класс-моя команда» заключаются в прохождении командой или отдельными ее участниками туров (2-3 дня), состоящих из этапов. Они требуют практического или теоретического решения чрезвычайных ситуаций, которые могут случиться в жизни. Соревнования рассчитаны на учебный год с сентября по май: один тур в месяц, всего девять туров. Соревнования, на первый взгляд, похожи на спортландию или турландию. Но это не так. Туры и этапы во многом взаимосвязаны, а смена участников не допускается на протяжении всего года.
Программу соревнований необходимо поставить так, чтобы наиболее точно смоделировать чрезвычайные и экстремальные ситуации, которые могут случиться в жизни, установить последовательность мер и действий по их локализации. Помимо проверки навыков действий в чрезвычайной обстановке, данные соревнования должны нести в себе воспитательно-образовательные функции. Места проведения туров следует постоянно менять, чтобы участники увидели и исследовали самые интересные места региона, памятники истории, культуры и природы. В туры нужно включать эколого-краеведческие этапы. С каждым туром этапы должны становиться сложнее.
Организационный комитет соревнований (далее – ОК) утверждается, прежде всего, управлением образования области. Проведение данных соревнований в рамках района маловероятно. Структура ОК будет отличаться от общепринятой.
Многие могут мне возразить насчет бессменности участников – стоит ли уделять большие силы и средства одним и тем же школьникам. На мой взгляд, стоит. В течение года пройдет удивительный эксперимент: какого уровня подготовки по навыкам действий в чрезвычайной обстановке могут достигнуть подростки в процессе подготовки к очередным турам, в том числе с помощью специалистов. Как могут поменяться их взгляды на многие явления, смогут ли разворачиваемые события положительно повлиять на их школу. С этой точки зрения участие в соревнованиях профильных, военно-патриотических классов, где уже сложилась своя определенная система отбора и подготовки учащихся, сформировался определенный свод правил и позиций вряд ли возможно. С обычными классами, я думаю, дело будет проще. И лучше всего, если это будет восьмой класс: им не нужно сдавать экзамены в конце учебного года, они уже достаточно самостоятельны и физически развиты. Возможно, в состав команд следует включить детей группы риска (1-2 чел.). Однако, это вопрос спорный.
Но дело не только в участниках. В процессе организации и проведения соревнований «Школа выживания» мы наладили контакты с очень многими структурами и учреждениями, создали круг единомышленников и сторонников данного направления. Это сотрудничество пригодилось впоследствии не только на соревнованиях, но и в других сферах. В реальных, а не в кабинетных и бумажных условиях рождаются настоящие взаимоотношения. Для соревнований «Мой класс-моя команда» рекомендуется объединить усилия следующих организаций:
• управление образования облисполкома;
• управление физической культуры, спорта и туризма облисполкома;
• областное управление МЧС;
• МВД облисполкома;
• войсковые подразделения в области;
• Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных;
• отдел по делам молодежи облисполкома;
• пресса, телевидение, радио
Этот список может дополняться и уменьшаться, главное – конкретная роль каждого при подготовке и проведении соревнований.
Подготовка соревнований требует нескольких месяцев кропотливого труда и четкого понимания, как, где и когда будут разворачиваться события. Первым делом следует составить график проведения соревнований. Затем стоит определить перечень этапов. Необходимо отметить, что информацию о турах и этапах следует хранить в строжайшей тайне до момента ее официального получения участниками. Круг постоянно владеющих полной информацией организаторов должен быть максимально узким. Каждая судейская бригада должна отвечать как за определенное направление этапов, так и за их информационную сохранность. Количество и состав судейских бригад в зависимости от туров будет разным. Открытую информацию о соревнованиях и их результаты следует публиковать на сайте. Целесообразно перед соревнованиями провести судейские сборы.
Большое внимание на соревнованиях стоит уделить вопросам безопасности. На дистанции должен постоянно находиться медицинский персонал.
Каждый этап имеет свою оценку исходя из его сложности (физической, интеллектуальной), продолжительности работы на нем участников, их количества и др. Спектр сложности этапов будет достаточно широк: от простого определения азимута до постройки мини подводной лодки. Для этого в процессе соревнований следует организовать специальные курсы подготовки участников. Кроме того, для них нужно составить план проведения экскурсий, часть которых была бы достаточно нестандартных, но весьма полезных для общего развития: посещение СИЗО, Чернобыльской АЭС, травмопунктов и т.д. Много задач участникам предстоит решать в своем районе: поиск и описание всевозможных объектов, мультимедийные проекты, изготовление некоторого снаряжения. В конце соревнований стоит сформировать сборную команду области из лучших участников и дать им возможность проявить себя в перспективе.
Последний тур должен стать грандиозным шоу с имитацией природного или техногенного катаклизма (2-3 суток) и завершиться закрытием соревнований в одном из Центров культуры областного центра.