Источник: http://semeynoe.com
Автор
Когда наш путь только начинался, я всеми силами пыталась понять, как же это на самом деле устроено, и создать что-то вроде системы для нашей семьи. Меня ждало разочарование: ничего не получалось. Разбираясь в проблемах, я вскоре поняла, почему попытка создать четкую и стабильную систему не увенчалась успехом.
Во-первых, домашнее обучение тесно связано с жизнью и бытом семьи, поэтому вариантов организации домашнего обучения столько, сколько существует семей. Наш быт и образ жизни уникален, и даже самые лучшие чужие рецепты не могли нам подойти, а на создание собственных нужно время.
Во-вторых, школьная система очень инерционна, а жизнь семьи более динамична. Да, дома всё равно есть какое-то подобие расписания или режима. Но домашняя жизнь крайне подвержена любым внешним воздействиям. Проспать с утра будильник – и весь режим «поехал». Пошли в гости вместо учебы – режим снова «поехал». Кроме того, меняются обстоятельства, меняемся мы и это отражается на жизни нашей семьи. Жизнь семьи школьника подстраивается под школу. Жизнь хоумскулера встраивается в жизнь семьи и личности родителей, особенно мамы, в этом трудно переоценить.
Со временем я заметила, что желание учиться у дочки появляется и пропадает циклически, периодами. В периоды, когда дочке интересно, мне остается только не мешать или по ее запросу давать нужную ей информацию. Когда ее желание учиться пропадает, мне приходится включаться более активно.
С течением времени организация нашего домашнего образования всё время менялась и этот процесс продолжается. Когда мы избавились от бесконечных изматывающих школьных аттестаций, появилось что-то вроде основы, которая остается относительно стабильной. Из нее периодически что-нибудь «выпадает» или добавляется. Вокруг основы всё изменчиво. Что-то меняется по обстоятельствам. Что-то по своему усмотрению меняю я.
Сегодня образование дочки можно условно разделить на две составляющих: внедомашняя и домашняя
К внедомашней относится музыка, спорт и любые дополнительные кружки. Например, сейчас это рисунок и школа у модного дизайнера. Эта часть происходит вне дома, по расписанию, и составляет 16 часов в неделю без дороги. Вне дома я играю роль организатора: я подбираю занятия по желаниям дочки и организую транспорт. Иногда она сама что-то просит, иногда я предлагаю. Компромисс рождается в ее желаниях и моих возможностях. Эти занятия она пропускает крайне редко, они все ей нравятся.
В образовании дома моя роль шире. Вторая часть включает в себя обязательную, полуобязательную и спонтанную.
Обязательная часть – это то, что я считаю необходимым вне зависимости от желаний дочки. Полуобязательная – оставшиеся школьные предметы. Их можно «проходить» в любой последовательности, «пробегая» неинтересные части и задерживаясь на интересных. Спонтанная возникает сама по себе и никак не планируется. Часто это разговоры на острые, актуальные темы. Периодически предметы плавно перетекают между частями. Учеба дома подстраивается под расписание занятий вне дома.
Обязательная часть состоит из математики, русского языка и английского. Взвесив все за и против, я отдала математику и русский язык на откуп курсам, хотя и не вижу ничего сложного в изучении этих предметов дома. Математика уже закончилась. Русский продолжается до конца учебного года. Курсы проходят вне дома и занимают еще 4 часа в неделю без дороги.
Английский язык я преподаю дочке как репетитор по кембриджским учебникам. К каждому учебнику прилагается книга для учителя с описанием уроков, акцентами на отдельных моментах и т.п. Я ее изучила и отдельно к каждому занятию не готовлюсь. Само занятие длится около часа. Мой уровень – свободное владение, advanced. Если попадаются отдельные слова или я подзабыла правила – мы с дочкой проясняем эти моменты вместе. Раньше мы занимались каждый день. И хотя дочке нравится английский, последние пару месяцев по разным причинам наши занятия стали нерегулярными и остаются такими до сих пор. В изучении английского у дочки в данный момент спад энтузиазма, а у меня период наблюдений и анализа.
Из второй, полуобязательной части, сейчас в процессе завершения история, география, в активном процессе мировая культура, а также литература.
К истории и географии я никак специально не готовлюсь. Мы используем учебники для получения общего представления. Дочка читает раздел, потом приходит отвечать. Если нужно, приносит с собой атласы или контурную карту. Большая карта мира у нас висит в свободном доступе на видном месте, она изучается хаотично нон-стоп. Иногда мы быстро пробегаем темы, иногда задерживаемся и беседуем. На один раздел может уходить 30-60 минут. Я просматриваю учебник накануне или можем находить ответы вместе. Если в процессе беседы возникают вопросы, на которые никто из нас не знает ответа, мы ищем ответ в интернете. Также она помечает интересные для нее темы и берет книги по ним в библиотеке, гуглит или смотрит видео на youtube самостоятельно. Ей нравится история, а для меня это «темный лес», многое из того, что она находит, я не знаю. Она мне рассказывает, делится впечатлениями, и я узнаю от нее новое. Так что, бывает, мы учимся вместе.
По мировой культуре я взяла за основу учебник «Культурология. История мировой культуры»: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. Книга очень продумана, но без картинок, информация на мой взгляд краткая и написана сухим языком.
Я выписала основные разделы, начиная с древности, их около двадцати, выделила наиболее важные объекты – изобретения, памятники, исторические личности – и к ним подбираю дополняющую оживляющую информацию: ссылки на интересные факты, статьи или видео на Youtube. Дочка читает раздел в книге и дальше смотрит дополняющие источники. Ей необязательно смотреть всё. Она может выбрать те источники, которые ей больше нравятся, что-то пропустить или найти другое видео по теме, пометив те, что не нравятся и добавив свои. Поскольку мировая культура у нас полуобязательная, она занимается этим, когда есть желание или лишнее время, иногда параллельно с другими занятиями.
На подборку материалов по одному объекту у меня уходит 15-30 минут. Я занимаюсь этим по возможности, вечером, после отбоя. Я определяю качество текста беглым взглядом и пробегаю только заслуживающие внимание источники. Так же подбираю видео: источник, качество, длительность, релевантность теме, соответствие возрасту и параллельно представляю понравится/не понравится моей дочке.
Изучение литературы передано дочке и происходит в свободном режиме. Она любит читать и по договоренности берет в библиотеке книги в трех группах: любые художественные, интересные из школьных разделов и программные по литературе. Она выбирает произведение, читает немного об авторе и затем читает само произведение. Если есть желание – делится впечатлениями. Моя задача – доставить ее в библиотеку.
Первое время у меня уходило много времени на нашу домашнюю «школу». Было мало информации, у меня не было опыта, я не знала, как подступиться к учебе, у дочки была аллергия на «уроки»… Я чувствовала огромную личную ответственность. Постепенно мы пришли к тому, что есть сейчас. Учитывая, что всё течет и изменяется, наверняка в будущем и эта ситуация может измениться. В среднем на сегодняшний момент у меня уходит 1-2 часа в день непосредственно на «учебу» и 3-4 часа в неделю на подготовку (подбор материала, чтение околообразовательных статей), что вполне сопоставимо с контролем и помощью ребенку-школьнику.
У меня дома есть вторая дочка двух с небольшим лет, с которой я играю, читаю, гуляю и по-разному провожу время. Я помогаю в работе мужу, он периодически помогает с доставкой старшей дочки на занятия. Я люблю свой дом. И, как все домашние хозяйки, занимаюсь обычными домашними хозяйскими делами, создавая тепло и уют для своей семьи. Периодически я нуждаюсь в одиночестве.
Я в полной мере следую принципу lifelong education: мы учимся всегда и везде. Это позволяет мне иметь широкий кругозор, быть в курсе последних событий, поддерживать беседы на разные темы и часто не готовиться к «урокам» специально. Об этом мне хотелось бы рассказать в другой раз.
Источник: http://semeynoe.com