Формы обучения, отличные от очной


Таблица — формы обучения

Опыт организации образования детей с ОВЗ и инвалидностью в Москве (материалы 1 съезда родителей МГАРДИ).

Формы обучения, отличные от очной.

Статья и ссылки на законодательные акты.


Формы получения образования
 — в организации и вне организации.

При форме получения образования в организации доступны следующие формы обучения: очная, заочная, очно-заочная. Для выбора этих форм обучения родители подают заявление в школу, школа уведомляет местные органы управления образованием.

При форме получения образования вне организации доступны следующие формы обучения: семейная, самообразование. Для выбора этих форм обучения родители сами уведомляют местные органы управления образованием (или другой орган самоуправления), а также подают заявление в школу для проведения аттестации.

Очная форма обучения — всем понятная, общепринятая форма обучения в организации. Когда мы говорим «ребенок учится в школе» чаще всего подразумевается «в очной форме» или «учится очно». Обучающийся зачислен в школу на учебный год для обучения и аттестации. Очная форма обучения предполагает посещение занятий в школе при 5-6 дневной учебной неделе в течение учебного года. Промежуточная (ежегодная) аттестация при очной форме — годовые оценки выставляются на основании текущих оценок по предметам, а также четвертных и годовых контрольных работ.

Формы обучения, отличные от очной — заочная и очно-заочная (в организации); семейная и самообразование (вне организаций).

Заочная форма — форма обучения в организации. Обучающийся зачислен в школу на учебный год для обучения и аттестации. Предполагает заочное (без посещения школы) освоение учебного материала и очную или заочную сдачу промежуточной аттестации. Возможно получение текущих оценок на основании заочно написанных зачетов, диктантов, контрольных, проверочных работ и т.п. по четвертям с промежуточной аттестацией за год на основании этих текущих оценок. Или прохождение промежуточной аттестации экстерном за год — один годовой экзамен по каждому предмету. Прохождение промежуточной аттестации возможно как очно — с явкой на экзамены в школу, так и заочно, без явки в школу, с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), при помощи сети Интернет. Количество консультаций обучающегося в школе перед аттестацией не ограничено, но и не определено четко законом.

Очно-заочная форма — форма обучения в организации. Обучающийся зачислен в школу на учебный год для обучения и аттестации. Сочетание очной и заочной форм обучения. От очной формы — очное посещение школы, но реже, чем при очном обучении (2-4 дня в неделю). От заочной формы — выполнение более объемного домашнего задания, самостоятельное освоение материала. Возможно посещение не всех предметов, предусмотренных школьным расписанием для очно-заочников, а отдельных предметов по выбору обучающегося и/или его родителей. Промежуточная аттестация по всем предметам, как при очной форме — на основании полученных на очных занятиях текущих оценок и выполненных очно четвертных и годовых контрольных работ.

Семейная форма — форма обучения вне организации. Обучающийся не зачислен в школу для обучения на учебный год, но зачисляется в школу для прохождения аттестации — это может быть сделано как в начале учебного года, так в непосредственно перед прохождением аттестации. Семейная форма предполагает освоение учебного материала в семье с последующей промежуточной аттестацией в школе. Промежуточная аттестация может проводиться, как очно в школе в виде экзаменов или годовых контрольных, так и заочно и/или с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Самообразование — форма обучения вне организации. Обучающийся не зачислен в школу для обучения на учебный год, но зачисляется в школу для прохождения аттестации — это может быть сделано как в начале учебного года, так в непосредственно перед прохождением аттестации. Доступна для детей, достигших 15-летнего возраста, т.е. как правило в старшей школе. Промежуточная аттестация может проводиться, как очно в школе в виде экзаменов или годовых контрольных, так и заочно и/или с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Надомное обучение (обучение на дому) — вид очного индивидуального обучения для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать очную школу. Занятия организуются школой и проводятся учителем либо на дому, либо в специальных школах надомного обучения в малых группах. Аттестация, как при очном обучении — на основании текущих оценок и результатов контрольных работ.

Экстернат — с 2013 года не является формой обучения, но остается формой аттестации для обучающихся в формах получения образования вне организаций (т.е. СО, самообразование).

Дистанционное (дистантное) обучение — не является отдельной формой получения образования или формой обучения. Дистанционным называется обучение и промежуточная аттестация с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), доступно как при получении образования в организации, так и вне ее.

Домашнее обучение (хоумскулинг) — не является закрепленной в законе формой получения образования или формой обучения, от английского homeschooling. Часто употребляется для описания всех форм обучения, которые отличаются от очной и предполагают освоение учебного материала вне школьных стен.

Анскулинг — не является юридической формой получения образования или формой обучения, от английского unschooling. Анскулинг предполагает свободное, неограниченное школьной программой обучение без аттестации. Возможна реализация анскулинга в рамках семейного обучения без промежуточной аттестации до 9 класса, когда обязательно прохождение итоговой аттестации (ГИА).

Промежуточная аттестация — аттестация за учебный год (класс). Проводится школой или другой организацией, имеющей право на проведение аттестации. Обучающиеся всех форм обучения имеют право на промежуточную аттестацию.

Итоговая аттестация (государственная итоговая аттестация, ГИА) — обязательная аттестация при любых формах получения образования и формах обучения. Проводится по окончании 9 и 11 класса за ступень, соответственно среднюю и старшую, по контрольно-измерительным материалам (КИМам) Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В 9 классе ГИА проводится в форме общего государственного экзамена (ОГЭ). В 11 классе ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Допуск к итоговой аттестации предоставляется после прохождения промежуточной аттестации за соответствующий класс (9 или 11).

Выбор формы получения образования и формы обучения — принимается родителями с учетом мнения ребенка, в старшей школе принимается родителями и ребенком.

Академические права — пользование библиотекой школы, участие в кружках, олимпиадах, внеклассной деятельности и т.п. у обучающихся разных форм равны, возникают с момента зачисления в школу для обучения и/или аттестации.

Социальные льготы/компенсации — на проезд, питание, школьная форма, билеты в музеи и пр. предоставляются школьникам. Школьниками считаются учащиеся образовательных учреждений (в т.ч. заочники и очно-заочники). Насчет экстернов, зачисленных для прохождения аттестации, уточнений нет. Но можно получить в школе справку о зачислении, а по этой справке попытаться получить нужную вам льготу.
Источник подборки информации: здесь. КС выражает благодарность автору за статью.
Дополнительные ссылки:

Письмо Минобрануки РФ от 15.11.2013 г. №НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

ФЗ 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобра № 137 от 06.05.2005 г. «Порядок использования дистанционных образовательных технологий».

Источник: http://invasovet.ru