Не знаю, как вы, а я убежден, что педагогика в наше время развивается в сторону сказочности, игры, мягкого и неформального подхода. Возможно, в массовой школе это пока не очень заметно. Но именно таков вектор эволюции.
Достаточно заглянуть в Интернет – и вы увидите, что обучающие материалы быстро уходят от идеи стандартного сухого школьного инструктажа и строгих логических схем объяснения. Все больше и больше акцент делается на дружбе с детьми, на играх и приключениях, на создании интересного, увлекательного контента. Ясно, что данная тенденция будет только усиливаться.
Сказочная педагогика стремительно набирает обороты. Пока это лишь первые шаги – достаточно далекие от государственных методических инструкций для школьных учителей. Но сила сказок как универсального средства воспитания и обучения детей такова, что скоро, думаю, и в государственных системах образования они займут свое достойное место – во всех странах мира.
В чем здесь основной рубеж? Дело в том, что классическая педагогика привыкла логическую информацию доводить до учеников именно логическим путем. Да, это сильно. Именно так была создана вся наша наука и техника, вся наша цивилизация. Так привыкли преподавать учителя в школах. Так привыкли помогать своим детям в учебе дома папы, мамы, бабушки и дедушки. Так учат репетиторы, профессора вузов, авторы учебников…
Однако мы видим: в массовой школе привычные классические методы объяснения материала делаются все менее и менее эффективными. В чем здесь причины? Их много.
Например, дети в школах сейчас стали гораздо более свободолюбивы, гораздо независимее в суждениях, гораздо менее послушны. И это не только в переходном возрасте, но уже буквально с младших классов. Во всем мире так.
Другая причина – информационный взрыв. Школьные программы делаются все более перегруженными. Да плюс к тому они еще постоянно меняются, дополняются, обновляются… Традиционными путями неспешного пошагового логического обучения просто невозможно усвоить столько всего и так быстро.
Третья причина – конкуренция с фильмами, мультиками и компьютерными играми. Сухая учебная информация по школьной программе настолько очевидно проигрывает по привлекательности, что для нее у детей и подростков почти не остается ни интереса, ни времени.
И вот тут-то нам и могут помочь сказки! Потому что они дают ребенку то, к чему всегда тянется его душа, – чудо, приключение, волшебство, необычность. И параллельно сказка может мягко и ненавязчиво дать сведения по учебной программе, потренировать какой-то конкретный навык, помочь хорошо запомнить важное правило…
Сказка – это фундаментально более глубокий способ проконтактировать с ребенком, чем простые логические объяснения.
Разумеется, сказочная педагогика особенно уместна в начальной школе. Заранее подготовленная или же сочиненная прямо по ходу урока обучающая сказка представляет собой мощное методическое средство. Сказки-задачки по математике, сказки-диктанты по русскому языку, сказочные игры… – все работает великолепно.
Поскольку я учил своих детей дома сам, то мне легко было использовать сказочные формы в больших объемах. Ну, не было ведь никакого строгого начальства, которое проверяет. И я применял сказки в наших домашних уроках везде, где только имело смысл. Разумеется, существенная доля обычных логических объяснений, упражнений и заданий тоже имела место, без этого никак.
Вообще-то в сказку довольно сложно ввести длинные рассуждения, длинные логические цепочки. Не всякую учебную информацию удобно преподнести в сказочной форме. Но это еще и вопрос практики, вдохновения, творческой позиции родителя или педагога. А также вопрос характеров детей, их индивидуальных интересов, их настроения на данный момент…
Фишка в том, что для каждого конкретного ребенка (или подростка) мы можем сочинять значимые именно для него сказки. Степень сложности учебного материала, атрибуты сказочных героев, специфика сказочных ситуаций, темп рассказа (или чтения), даже собственные простенькие иллюстрации… – все это может подбираться индивидуально. Такие обучающие сказки точно соответствуют личной динамике прохождения учеником тех или иных разделов программы.
Создание “общеполезных” (то есть ориентированных сразу на большое количество учащихся) сказочных задачников, сказочных диктантов и упражнений, сказочных обучающих мультиков, сказочных видеоуроков, сказочных обучающих игр… – это гораздо более сложная задача. Здесь ведь нужно учесть широкий спектр психологических типов школьников, разнообразие их интересов, разнообразие уровней подготовки по данному предмету, различие привычных ассоциаций…
Мне и самому хочется принимать участие в развитии сказочных педагогических форм в Интернете. Некоторый опыт уже есть – видеоуроки с мультиками по математике для 1 класса в проекте ИнтернетУрок. Но это были только первые пробные разработки. Я много размышляю о том, как реально глубоко совместить интересный, живой, динамичный сказочный сюжет с хорошей подачей учебной информации. Это нетривиальная задача. Особенно если ориентироваться на большую аудиторию учеников.
Кто-то, возможно, возразит, что сказка отвлекает детей от самой учебы, что она лишь развлекает, не давая глубоких и устойчивых знаний. Да, сказка берет на себя существенную долю внимания (и времени) урока. Да, таким путем не освоишь очень уж сложную информацию. Но зато сказка неимоверно интенсифицирует интерес!
Логика в сказочных приключениях особая – сказочная. Поэтому классические пошаговые дидактические схемы обучения здесь далеко не всегда уместны. В создаваемой нами фантастической реальности знания могут предъявляться и сразу большими “порциями” – в соответствии с естественным ходом сюжета.
Наверное, уже в ХХI веке в большинстве стран мира студентов педагогических вузов и колледжей будут самым серьезным образом тренировать сочинять обучающие сказки – индивидуальные и для групп детей, подростков. Для любого педагога это станет одним из важнейших профессиональных навыков.
Ну а пока любой родитель, любой школьный преподаватель, любой педагог индивидуального обучения может осваивать и внедрять в практику ежедневных занятий сказочные формы. Их много. И они разные. И все они очень нужны школьникам.
Источник — papakarp.ru